воскресенье, 8 апреля 2012 г.

Что сказал бы об этом В.А.Моцарт?


В очередной раз проездом я остановился в Москве на несколько часов - главным образом, ради театра. В этот раз заинтересовало сочетание слов Диана Вишнева, Моцарт, Золотая Маска. К фестивалю "Золотая Маска" в свое время меня привлекла Мария Ревякина - давняя новосибирская знакомая, очень интересная женщина и человек - даже, если судить только по ее краткой биографии: окончила Электротехнический Институт, работала инженером-конструктором на Сибсельмаше,…, многолетний и очень творческий директор Нского ТЮЗа - Молодежного Театра, затем - в течение двух лет – директор МХАТа при О.Табакове, и в последние годы – гендиректор Золотой Маски, главного театрального фестиваля-конкурса. Несколько лет назад Маша щедро подарила мне возможность посмотреть со второго ряда партера вечер примы  Мариинского балета Дианы Вишневой. А тут как раз Вишнева выступала в модерновом балете «Парк», поставленном лет десять назад в парижском Opera, а теперь перенесенным в Мариинский театр тем же постановщиком албанским французом. Сейчас, в начале апреля, этот балет показывался в Большом Театре на конкурсе Золотой Маски. Что-то мне подсказывает: Парк станет-таки лауреатом этого года.

Писать рецензию на балет не решаюсь☺. В прессе написано много, красочно и справедливо. Вот несколько моих отрывочных маргинальных впечатлений.

Уже в буфете стало понятно: это – событие. Рядом жевала бутерброд Анна Михалкова. Прошел Е.А.Бунимович – педагог, поэт и член Мосгордумы от Яблока. А последние сомнения покинули, когда на свое место скромно протиснулся Алексей Кудрин. Мне даже показалось, что в зале мелькнула… но нет, это было бы уже слишком…, наверняка, показалось…

В ходе балета он воспринимался мной как последовательность нарочито противопоставленных друг другу стилей: с одной стороны, Моцарта и классического балета и, с другой – скрежета, режиссерских выкрутасов и эдакого брейк-данса-рэпа. Как человек широких художественных и иных взглядов☺, я не испытывал ни возмущения, ни раздражения по поводу неклассических фрагментов, но почему-то впадал в дрему – видимо, вызванную трехчасовой разницей с Новосибирском. Взгляды-то широкие, но, признаюсь: когда несколько лет назад посмотрел ультра-модерновый вечер Вишневой, то остро захотел срочно посмотреть почти любой классический балет. А теперь, после Парка, остро захотелось послушать Моцарта в спокойной обстановке - без примесей☺. Однажды мне посчастливилось послушать его в незабываемом варианте, извините – в Зальцбурге. 

Уже после Парка, когда летел в самолете, я подумал, что стили были специально перемешаны для демонстрации эволюции вкусов и стилей со времен Моцарта. Ну, и конечно – для того, чтобы элитной публике не было скучно. Но странно, теперь, несколько дней спустя, впечатления сбалансировались, перестали ощущаться как контрасты, приобрели цельность. В общем, это намного лучше, чем мне показалось в ходе спектакля и сразу после него. Что же касается т.н. модерновой части, то, вполне возможно, сам Моцарт оценил бы ее быстрее и правильнее, чем я☺: по крайней мере – Моцарт из фильма Формана.

Короче: вместо моих впечатлений лучше посмотрите несколько клипов и, может быть, захотите соприкоснуться с этим живьем.

Вот видеоклип из французской постановки, после первой минуты показывающий, что Моцарта можно вполне симпатично сочетать с танцем современного балета (хотя французские балерины как-то слегка суетятся:) - на мой взгляд).
Справедливо считается апофеозом заключительный эпизод балета, когда с балерины снимают помпезное бальное платье, оставляя ее в минимальной балетной одежде, и, можно сказать, говорят публике: то, что было до сих пор – это интересный эксперимент, декорации, режиссерские находки, … а теперь – десять минут чистой искренности, только высококвалифицированный балет и великая музыка. Тем более любопытно сравнить два исполнения этого эпизода: сначала он - в исполнении  Изабель Герен и Лорана Илера из Opera, а потом - Дианы Вишневой и Константина Зверева. Наш вариант все-таки выглядит чище.





Комментариев нет:

Отправить комментарий



Подпишитесь на RSS, чтобы получать обновления моего блога